Светлана Уварова «ПСИХОАНАЛИЗ &СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. От теории к практике».
, копия, копия.png)
На страницах этой книги Вы узнаете, что и как рождается в точках пересечения психоаналитической теории и практики, социальных запросов к психоанализу и драматических исторических событий.
Книга представляет собой сборник работ разных лет, возникших как результат переживания и осмысления бурных событий и социальных процессов, сотрясающих Украину в последнее время. Этой земле и этой стране я обязана своей реализацией в самой интересной для меня области – психоанализе; здесь появилась возможность развивать психоаналитическую практику и заложить основы психоаналитической школы.
Все тексты в этой книге предлагаются на двух языках – русском и английском – в соответствии с условиями международных конференций, на которых они были представлены. Но прежде всего, это продиктовано желанием ознакомить зарубежных читателей с психоаналитическими размышлениями о событиях и процессах, происходящих в обществе в современной Украине.
Исторические события и развитие психоаналитических идей
В 1922 году Фрейд столкнулся с небывалой численностью пострадавших в Первой мировой войне и был вынужден пересмотреть этиологию неврозов, введя понятие «травматического невроза» и переосмыслив концепцию работы сновидения. Теперь «сновидение не всегда является исполнением желания», но также может служить цели «эвакуации» травматического опыта.
Окончание Первой мировой войны – глобальной социальной катастрофы – не привело к установлению желанного «вечного мира». В Европе нарастало напряжение, еще одна война казалась неизбежной. Для ее предотвращения в 1933 году Международной комиссией по духовному сотрудничеству при Лиге Наций была организована переписка между виднейшими представителями духовной жизни своего времени, в процессе которой Фрейд написал знаменитое письмо Альберту Эйнштейну, которое вошло в историю под названием «Неизбежна ли война?». В нем он излагает свои взгляды на неотвратимость некоторых социальных процессов, таких как распри, революции и кровавые войны, приводящие к тотальному уничтожению людей. По мнению Фрейда, их невозможно остановить даже при высоком культурном и научном уровне развития человечества. И более того, достижения науки и техники, изначально предназначавшиеся для защиты от необузданных сил природы, теперь могут уничтожить все человечество и даже планету.
Однако, убежденность в неотвратимости разрушительных последствий, связанных с человеческой деструктивностью, не искоренила желания Фрейда помогать людям. На закате своей жизни он предпринимает попытку спасти евреев, которые сотнями тысяч уничтожались нацистским режимом по всей Европе, и во многих случаях безропотно принимали свою судьбу. Эта попытка воплотилась в достаточно провокационных мыслях и идеях, изложенных в одной из его последних работ «Моисей и монотеистическая религия».
Неизбежность войны, обозначенная Фрейдом, привела человечество к новой трагедии – Второй мировой войне. По ее окончании количество пострадавших людей на Евразийском континенте невероятно увеличилось, стало остро не хватать помощи профессионалов, которые могли бы облегчить страдания огромного количества травмированных событиями войны. Правительством Англии была организована возможность для решения этой задачи с участием психоаналитиков, что и послужило импульсом к разработке психоаналитических подходов, позволяющих охватить большее количество людей. Так возник группанализ. В то же время в психологической помощи нуждались послевоенные дети-сироты. Работа с подобными детьми таких известных психоаналитиков, как Анна Фрейд, Дональд Вудс Винникот, Мелани Кляйн и многих, многих других, запустила новый виток в развитии теории и практики детского психоанализа.
Существуют и другие примеры обращения к психоанализу различных политических сил, правительств и общественных организаций с просьбой разъяснить социальные процессы и найти выход в тяжелейших кризисных ситуациях своего времени. К таким примерам относится обращение Советского руководства к психоанализу в молодой Стране Советов, что сразу же возвело психоанализ на достаточно высокую социально значимую позицию. Такие преференции питали сексуальную революцию 20-х годов, одним из теоретиков которой, как известно, был психоаналитик Вильгельм Райх, восхищавшийся изменениями, происходящими в молодой стране. Но, как известно, на смену пьянящей свободе 20-х годов пришли 30-е годы – годы ужесточений и введения тоталитарного режима, и это повлекло за собой вытеснение психоанализа из поля социально приемлемых областей, что неудивительно, поскольку психоанализ и тоталитарные идеи несовместимы. «Уход в подполье» психоанализа породил особую область теории и практики в СССР – педологию, которая не имела аналогов в других странах, была разработана психоаналитиками и являлась влиятельным направлением в советской педагогике вплоть до конца 40-х годов.
На страницах этой книги вы узнаете, что возникает в наше время в точке пересечения бурных исторических событий и психоанализа.
Продолжение в книге «ПСИХОАНАЛИЗ &СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. От теории к практике».